Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Селицкий

Внешний, внутренний, скрытый… (О конфликте в опере)

Среди теоретических проблем оперной драматургии одной из центральных продолжает оставаться проблема конфликта. Конфликт в опере-драме справедливо называют пружиной, стимулом развития. В одних произведениях, где стороны конфликта четко дифференцированы и поляризованы, то есть выражены посредством двух контрастных образно-интонационных сфер, его выявление не представляет трудности. Статья привлекает внимание к операм, где генеральный конфликт неочевиден – либо теряется среди множества драматургических линий и частных коллизий, либо подаётся в замаскированной форме, либо не проявляет себя через столкновение антагонистических музыкальных образов. Примерами драматургических решений, при которых конфликт высшего порядка может в сознании аналитика «затеряться» среди множества локальных конфликтов, могут служить «Русалка» Даргомыжского, «Аида» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова. В других случаях некое интонационно-образное противопоставление имеется, и проведено оно через всё произведение, но не лежит на поверхности. Таковы, в частности, «Травиата» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского. Одной из методологических основ статьи выступает положение, с недавних пор утверждающееся в литературоведении и театроведении. Если ранее конфликт трактовался только как резкое столкновение намерений, идей, воль персонажей, то современные представления позволяют усматривать конфликт в напряжённом переживании какой-то дисгармонии. Аналогично этому, в музыке конфликтность может проявляться, во-первых, в противопоставлении различных контрастирующих образов, их борьбе и взаимодействии. Во-вторых, жизненные противоречия могут воплощаться средствами одной интонационной сферы – музыкой открыто драматического характера с её остротой, интенсивностью развития, внутренней напряжённостью. Особое значение придаётся увертюрам и вступлениям к операм, которые, в силу своего симфонически-обобщающего характера, зачастую являются «ключами» к обнаружению ведущего конфликта произведения.

Ключевые слова

опера-драма, оперная драматургия, типы конфликта, интонационные сферы, увертюры, вступления.