Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






К. Посвалюк

Этюды для трубы Н. Бердыева: жанровая стилистика и дидактические задачи

Статья посвящена многоаспектному рассмотрению этюдов для трубы Н. В. Бердыева – одного из выдающихся представителей отечественного музыкально-исполнительского искусства 1960–1980-х годов. Исследователем впервые представлен комплексный анализ семи авторских сборников этюдов, принадлежащих Н. В. Бердыеву и опубликованных прижизненно. В статье обозначены стилистические особенности трактовки названного жанра, присущей Н. В. Бердыеву, систематизированы дидактические задачи, решаемые композитором-трубачом и педагогом по классу трубы в упомянутых сборниках. Освещена специфика индивидуального преломления жанровых традиций в этюдах Н. В. Бердыева, обусловленная многообразными сопряжениями художественных и технических задач. Рассматривая указанные сборники, исследователь стремится выявить основные тенденции в компоновке сольных и ансамблевых этюдов (дуэтов и трио). С позиций исполнительского анализа в статье характеризуются два типа этюдов, преобладающие в наследии Н. В. Бердыева. Первый из них – «транскрипционные» («тематические») этюды, в которых содержатся фрагменты различных soli для трубы из произведений отечественных и зарубежных композиторов XIX–XX веков (опер, балетов, симфонических и вокально-оркестровых сочинений). Второй тип – «оригинальные» этюды, в том числе «характеристические», создававшиеся Н. В. Бердыевым на основе определённых жанровых моделей (этюды-вальсы, этюды-марши, этюды-скерцо и др.) с последовательным внедрением соответствующих приёмов инструментальной артикуляции.

Ключевые слова

Н. В. Бердыев, жанр этюда для трубы, «художественные» и «инструктивные» этюды, «тематические» этюды-транскрипции, «характеристические» этюды.