Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

А. Чепинога

Режиссёрский анализ оперной партитуры: «предлагаемые обстоятельства» и принципы их реконструкции

Автором статьи характеризуются важнейшие особенности аналитического постижения оперной партитуры как составной части режиссёрского творчества. Исследователь подчёркивает, что общепринятый метод действенного анализа в условиях оперного и драматического спектакля функционирует принципиально по-разному. Поскольку в нотном тексте запечатлены не сценические события, а эмоции и чувства персонажей, автор предлагает должным образом дифференцировать соответствующие понятия. В статье отмечается несовпадение терминологических «смысловых полей», свойственное эмоциям и чувствам. Исходя из этого, исследователь указывает: чувства, передаваемые композитором в оперной партитуре, способствуют осмыслению общей идеи, конфликта и особенностей сквозной музыкальной драматургии, тогда как эмоции позволяют реконструировать «предлагаемые обстоятельства» сценического действия. Автором, учитывающим специфику оперной партитуры, вносятся необходимые коррективы в толкование обозначенных «предлагаемых обстоятельств». Благодаря этому, намечаются перспективы адекватного использования метода действенного анализа в оперном и драматическом театре. В контексте драматического спектакля по обстоятельствам пьесы реконструируются выражаемые эмоции (следствие выводится из причины), в то время как для оперы характерно обратное: по заданным эмоциям режиссёр воссоздаёт гипотетические обстоятельства, которые могли вызвать упомянутые эмоции (причина устанавливается при помощи следствия).

Ключевые слова

режиссёрский анализ оперной партитуры, метод действенного анализа, оперный спектакль, «предлагаемые обстоятельства» сценического действия, эмоции и чувства персонажей.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация