Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

А. Нагорнова

Бразильская босса-нова: saudade в песнях А. К. Жобима

Статья посвящена бразильской босса-нове – явлению, возникшему в Бразилии в середине ХХ века. Автором характеризуются некоторые музыкально-поэтические особенности данного жанра, во многом обусловившие привлекательность босса-новы для композиторов, музыкантов-исполнителей и слушательской аудитории всего мира. В частности, обозначены важнейшие истоки босса-новы, претворённые в соответствующем музыкальном «лексиконе»: бразильская самба-кансао (самба-песня), а также отдельные направления джаза (стили кул, бибоп) и академической музыки (импрессионизм). Особое внимание в статье уделено понятию saudade как своего рода образно-смысловой квинтэссенции босса-новы. Saudade – сфера, ставшая знаковой для бразильской культуры и нашедшая яркое воплощение в музыке. Португальское слово saudade, в наши дни принадлежащее к числу наиболее известных непереводимых слов мира, приблизительно может быть истолковано как «грусть», «печаль», «тоска». Автором статьи приводятся некоторые определения указанного термина. Музыкально-поэтическое преломление saudade рассматривается на примере одной из самых известных босса-нов – композиции Антонио Карлоса Жобима «Chega de Saudade» («Довольно грустить») на слова Винишиуса де Мораэса.

Ключевые слова

босса-нова, saudade, А. К. Жобим, В. де Мораэс, бразильская музыка.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация