Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

В. Метлушко

Выразительные возможности инструмента в «Трёх пьесах» для кларнета solo И. Стравинского

В данной статье характеризуется цикл «Три пьесы» для кларнета solo (1918) И. Стравинского. Автором освещается история создания упомянутого триптиха, выявляются взаимосвязи последнего с музыкально-театральным, оркестровым и камерно-ансамблевым творчеством И. Стравинского 1910-х годов («Петрушка», «Песня волжских бурлаков», «Песнь без названия» и др.). В центре внимания исследователя – образно-эмоциональный строй «Трёх пьес», особенности композиции названного цикла, его драматургическая логика, индивидуальная трактовка жанра инструментальной миниатюры, тесно сопряжённая с присущей композитору парадоксальностью мышления. Исходя из этого, в статье рассматриваются важнейшие принципы исполнительской фразировки и артикуляции, громкостно-динамический рельеф каждой пьесы, обстоятельно анализируются авторские темпово-метрономические предписания. Особый интерес вызывает многогранная репрезентация темброво-фонических возможностей кларнета, осуществляемая благодаря изобретательному сопоставлению двух разновидностей инструмента – in A и in B. Вместе с тем, исследователь стремится обозначить приоритетные элементы музыкального тематизма и синтаксиса, произрастающие из традиций национального фольклорного музицирования и обусловливающие целый ряд интерпретаторских решений применительно к «Трём пьесам».

Ключевые слова

И. Стравинский, «Три пьесы» для кларнета solo, жанр инструментальной миниатюры, исполнительская интерпретация, средства исполнительской выразительности.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация