Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

В. Дёмина

Празднование взятия Азова как «викториальное» торжество нового типа

Автором данной статьи освещается ряд торжественных событий, организованных в нескольких городах России по случаю взятия Азова русскими войсками в 1696 году. Названные торжества трактуются исследователем как наиболее ранний образец отечественного «викториального» празднества петровской эпохи. Целенаправленная модернизация отдельных элементов указанного празднества (торжественного богослужения, церемонии триумфального входа русских войск и праздничных гуляний), которая осуществлялась под началом Петра I, способствовала формированию художественного феномена, изменившего облик русской культуры. Осмысление двуединства новаторских устремлений и исторической преемственности, присущего «викториальным» торжествам, связано с выявлением принципов взаимодействия соответствующих инновационных и канонических элементов. Автором статьи отмечается весомая роль музыки в упомянутых празднествах как неотъемлемой составляющей полномасштабного синтеза искусств. Исследователь указывает, что панегирические канты и исторические песни, повествующие о победе русского оружия под Азовом и сохранившиеся в рукописных песенниках XVIII века и устной традиции, отличаются безусловной достоверностью. Это свидетельствует о значимости описываемого «викториального» торжества в аспекте последовательной активизации исторической памяти различных социальных слоёв русского общества на заре петровских реформ.

Ключевые слова

эпоха Петра I, взятие Азова, «викториальное» празднество, взаимодействие традиций и инноваций.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация