Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

И. Дабаева

Жанровые модели русского духовного концерта на рубеже XIX–XX веков

В историческом развитии жанра русского духовного концерта сравнительно малоизученной остаётся «рубежная» эпоха конца XIX – начала ХХ столетия. По мнению автора публикуемой статьи, распространённый в музыковедческой литературе тезис о будто бы повсеместной утрате композиторского интереса к данному жанру на протяжении указанной эпохи требует безусловной коррекции. Это утверждение аргументируется целенаправленным анализом различных архивных материалов – прежде всего, публикаций периодической печати «Серебряного века», изданных и рукописных партитур хоровых концертов, датируемых 1890–1920-ми годами и принадлежащих как отечественным мастерам «второго ряда» (В. Лирин, В. Фатеев, М. Скрипников), так и выдающимся русским композиторам (С. Рахманинов, Вик. Калинников, А. Никольский, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, Ц. Кюи). Исследователем характеризуются основные жанровые модели, представленные в духовных концертах «рубежной» эпохи (классицистская, классико-романтическая и позднеромантическая), особенности индивидуального претворения упомянутых моделей, отмечается «переходная» специфика историко-эволюционного развития концертного жанра в освещаемую эпоху (на пути к очередному расцвету в 1980–1990-е годы).

Ключевые слова

русский духовный концерт, русская духовная музыка «Серебряного века», жанровая модель, С. Рахманинов, В. Лирин, Вик. Калинников, Ц. Кюи.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация