Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

И. Скворцова

Жанр симфонической поэмы в контексте иконографии модерна

Статья посвящена вопросам иконографии музыкального модерна. Понятие иконографии трактуется в расширительном смысле как некий содержательный слой художественного произведения, принадлежащего любому виду искусства или стилю, включающий темы, сюжеты, мотивы, художественные образы. Не каждое искусство обладает способностью выработать оригинальную и узнаваемую иконографию. Музыка конца XIX – начала XX века, в рассматриваемом контексте ориентированная на иконографию модерна визуального и пластического, восприняла и воплотила «ходовые» сюжеты и мотивы, получившие широкое воплощение в живописи. В центре внимания автора находится проблема оригинального понимания иконографического знака как жанровой структуры или жанрового типа модернистского произведения. В статье исследуется специфика музыкальной иконографии, включающей помимо заимствованных из живописи сюжетов и мотивов, особенности музыкально-жанровой структуры. Жанр симфонической поэмы рубежа XIX–XX столетий, с характерными для него мистическими сюжетами, мрачным колоритом, сгущением красок, рассмотрен как иконографический знак. В статье намечены особенности воплощения принципов пластических искусств в симфонической поэме С. Рахманинова «Остров мёртвых», а также затронуты другие образцы жанра, представленные сочинениями «Сад смерти», «Полёт ведьм» С. Василенко, «Молчание», «Аластор» Н. Мясковского.

Ключевые слова

стиль модерн, музыкальный модерн, иконография, иконография музыкального модерна, симфоническая поэма, С. Рахманинов «Остров мёртвых».

Вход

Забыли пароль?

Регистрация