Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

А. Молчанов

Феномен однозвуковых композиций в музыке ХХ века

Данная статья посвящена художественному явлению, весьма редко встречающемуся в академической музыке XX века, – композициям на один звук. Автор рассматривает их в контексте авангардных течений современного искусства, стремясь обозначить важнейшие параметры структурной организации, определить наиболее характерные способы индивидуальной трактовки однозвучия в произведениях минувшего столетия. «Резюмирующее» описание форм названного типа сопряжено с углублённым изучением проблем музыкального восприятия, информационных свойств композиции; помимо этого, исследователем отмечается приоритетная роль повтора в специфических условиях однотоновой звуковысотности. Пред-принятый анализ конкретного музыкального материала (сочинений И. Вышнеградского, А. Берга, Кш. Пендерецкого, А. Мурова, Д. Лигети, Дж. Шельси, С. Губайдулиной, А. Кнайфеля) позволяет выявить ключевые особенности упомянутых композиций: ограничение звукового «потенциала», компенсируемое с помощью других средств выразительности; использование приёмов, способствующих преодолению инерции слушательского восприятия; преобладающую сонористическую трактовку звука; относительно небольшую протяжённость. Автор статьи указывает, что преломление характеризуемой «идеи однозвучия» свидетельствует о несомненной эволюции в трактовке музыкального тона: от его толкования как сугубо акустического феномена – к насыщению символическим содержанием, расширяющему смысловые горизонты композиторского творчества.

Ключевые слова

композиция на один звук, авангардизм, композиционные техники ХХ столетия, микрохроматика, сонористика.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация