Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

С. Нестеров

Фантазии для скрипки соло 1980–1990-х годов в контексте истории жанра

Сочинения для скрипки соло Ю. Кайпанена, И. Фролова, Г. Заборова и А. Шнитке представлены в публикуемой статье как образцы полижанровой инструментальной фантазии ХХ века и новаторские вехи в истории скрипичного искусства. Указанные трактовки жанра, по мнению исследователя, корреспондируют с философскими концепциями барочных и классицистских фантазий, раскрывая глобальные проблемы Жизни и Смерти, Бытия и Инобытия, Космоса и Хаоса. Современными авторами синтезируются композиционные принципы сонатно-симфонического моноцикла, вариаций, рондо, элементы импровизации; развитие музыкального тематизма соотносится с барочным «прорастанием » исходного мотивного комплекса, интервальной комбинаторикой, фольклорно-песенным варьированием. При этом конкретный художественный замысел включает в себя и некую программную фабулу, направляющую образно-драматургическое развёртывание. Так, «Кольцо Авроры» Кайпанена запечатлевает пантеистическую картину утреннего пробуждения природы, «Импровизация» Заборова ассоциируется с процессом формирования виртуальной Вселенной, «Посвящение Паганини» Шнитке – с обобщённым портретом «скрипача на все времена» в контексте эволюции скрипичной музыки XVIII–XX столетий. Фантазия «Памяти Д. Ойстраха» Фролова трактуется исследователем в русле «мемориального диалога» (Д. Ойстрах – Д. Шостакович) великих творцов, преображающих мир своим искусством.

Ключевые слова

жанр фантазии, скрипичное искусство, полижанровость, Ю. Кайпанен, И. Фролов, Г. Заборов, А. Шнитке.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация