Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Л. Кязимова

Эволюция программности в симфониях Дж. Гаджиева (1950–1990-е годы)

Данная статья посвящена программности как основополагающей характеристике симфонического мышления Дж. Гаджиева (1917–2002) – одного из крупнейших азербайджанских композиторов второй половины ХХ столетия. По мнению исследователя, эволюция программности в симфониях Гаджиева 1950–1990-х годов явственно корреспондирует с аналогичными процессами, доминирующими в позднем симфоническом творчестве Д. Шостаковича – учителя и духовного наставника азербайджанского мастера. При этом показательная тенденция к более детализированному и наглядному воплощению композиторских программных замыслов соотносится автором статьи с определённой динамикой, отмечаемой в «коммуникативном пространстве» культуры бывшего СССР. В частности, наблюдается тяготение Шостаковича и его учеников к жанровой модели «большой симфонии», трактуемой с позиций своего рода «театрализованного» повествования или «проповеди» о судьбах родной страны и мира в целом. Исследователем констатируется приоритетная роль «интонационно-фабульной» драматургии, «репрезентируемых» и «вуалируемых» цитат, разнообразных символов-«шифров» как составляющих «поэтики иносказаний», утвердившейся в советском симфонизме. «Свободный диалог поверх барьеров», инициируемый композиторами, на рубеже 1980–1990-х годов обретает черты публицистичности и хроникальности. Как отмечает автор статьи, вышеупомянутые процессы находят самобытное претворение в симфониях Гаджиева.

Ключевые слова

Дж. Гаджиев, национальный симфонизм, Д. Шостакович, программность, «большая симфония», музыкальная драматургия.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация