Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

М. Гареева

«Quasi-партитуры» фортепианных сонат В. А. Моцарта в контексте традиций домашнего музицирования

В статье рассматривается структурно-семантический феномен редуцированной quasi-партитуры в тексте фортепианных сонат В. А. Моцарта, выступающий носителем образов играющего ансамбля (оркестра) как субъекта исполнительской практики XVIII века. С помощью семантического и сравнительно-исторического анализа музыкальных текстов выявляются «партитурные» признаки, зафиксированные в нотной графике фортепианного текста. Имеются в виду смысловые структуры неклавирной этимологии, подлежащие актуализации средствами нового инструмента фортепиано с его широкими темброво-акустическими и имитационными возможностями. В круг этих структур входят: клише, репрезентирующие звуковые образы музыкальных инструментов; диалогические модели, воссоздающие сцены ансамблевой (оркестровой) игры; quasi-ансамблевые (quasi-оркестровые) приёмы, используемые в сонатных текстах. При этом устанавливается связь содержания сонат с двумя традициями домашнего музицирования – барочной ансамблевой игрой и зарождающимся сольным фортепианным исполнением, – каждая из которых находит отражение в структуре музыкального текста. Выявление и доказательство заявленных уникальных особенностей смысловой организации фортепианных сонат Моцарта представляются необходимыми для обеспечения их понимания и грамотной исполнительской интерпретации.

Ключевые слова

В. А. Моцарт, фортепианная соната, смысловые структуры, инструментальные клише, музыкальные диалоги, редуцированная quasi-партитура, домашнее музицирование.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация