Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Д. Рубцова

Инструментальный квартет как жанрово-стилевой феномен

Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена квартетности как принципа музыкального мышления и жанрово-стилевого явления. Выявлены и систематизированы родовые признаки жанровой системы камерного инструментализма, в рамках которой струнному квартету принадлежит одно из ведущих и исторически устойчивых мест. Прослежена в основных этапах историография квартетного жанра, истоки которого восходят к концертирующему стилю барокко, к трио-сонате как первому образцу академического камерного инструментализма. В статье предложено определение квартетного стиля в его константных параметрах и композиторско-исполнительской атрибутике, а также классифицированы «переменные» стилистические претворения этого стиля, связанные с факторами эпох, национальных школ, индивидуального творчества композиторов и исполнителей. Подчеркнута мобильная природа квартетного стиля, который, сохраняя свои константы, способен гибко приспосабливаться к новым эстетико-художественным требованиям и задачам. Научная новизна предлагаемой статьи определяется, во-первых, представленным в ней обобщением сведений относительно исследуемого вопроса о струнном квартете и квартетности; во-вторых, предложенным в ней системно-категориальным определением этих феноменов как исходных моментов для изучения разнообразных в стилистическом плане образцов квартетной музыки, созданной в разные эпохи и на различной стилевой и музыкально-языковой основе.

Ключевые слова

камерно-инструментальная музыка, струнный квартет, квартетный стиль, национальные признаки квартетной стилистики.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация