Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

В. Демина

Певческая традиция праздников Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря по данным современных полевых исследований

В статье обобщены данные экспедиции Лаборатории народной музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова в один из старейших монастырей донского региона – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, осуществленной в 2014 году в рамках проекта по обследованию монастырей Войска Донского. Одним из направлений полевого исследования являлось изучение певческой культуры праздников. Цель и задачи статьи связаны со сравнительно-историческим описанием материалов экспедиций начала XX и XXI веков по обозначенной теме. Расшифровка и анализ зафиксированных в ходе экспедиции образцов песнопений богослужебной и внебогослужебной традиции показали, что репертуар богослужебного пения основан на песнопениях из нотолинейной книги «Обиход» в редакциях конца XIX – начала XX вв.; образцы внебогослужебного пения заимствуются из современных изданий богогласников. Сравнительный анализ результатов экспедиций начала XX и начала XXI веков позволил выявить сходство определённой части исполняемого репертуара песнопений, стиля и певческой манеры, обусловленной стремлением к первообразу – ангельскому пению. Установившиеся формы церковного и внецерковного пения, как и на рубеже XIX–XX вв., осуществляются под руководством регента хора.

Ключевые слова

Усть-Медведицкий монастырь, певческая культура праздников, монастырское пение, богослужебная и внебогослужебная певческие традиции.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация