Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Э. Камалова

Многослоговые напевы закамских кряшен: особенности ладомелодической организации

В статье рассматриваются этнически характерные многослоговые напевы, бытующие в локальной традиции закамской подгруппы татар-кряшен. Предмет рассмотрения – мелодико-интонационное устройство рассматриваемого корпуса песенных образцов. Как показал анализ, ладомелодическая организация многослоговых напевов татар-кряшен, реализующих самый распространённый в местной традиции звукоряд 2–3–2–2, определяется опорой на систему ладомелодических формул. Общее количество последних –11 единиц. Их взаимодействие в напеве обусловлено действием принципа комбинаторики, регулируемого планом расположения опорных тонов, специфичного для местных напевов. В напевах система ладомелодических формул получает яркое, самобытное прочтение, которое достигается за счёт действия двух факторов. Первый из них связан с различными типами масштабных соответствий ладомелодических формул и синтаксических структур. Наиболее распространённым в местной традиции оказывается тип, при котором полустрока напева включает от двух до четырёх устойчивых мелодических ячеек. Данная характеристика выделяет кряшенские напевы в контексте прочих песенных культур татар Поволжья. Второй фактор, определяющий индивидуальный облик напева, связан с различными приёмами вариантных преобразований формульной канвы образцов, к которым относятся пропуски и повторы основных тонов попевок, а также приёмы собственно мелодического варьирования в рамках внутрислоговых распевов.

Ключевые слова

татары-кряшены, многослоговые напевы, комбинаторные структуры, ладомелодические формулы.