Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

И. Пазычева

Вариантно-симметричные структуры в симфониях Арифа Меликова

Статья посвящена исследованию процесса формообразования в симфониях А. Меликова. Создавая индивидуальный тип симфонизма, азербайджанский композитор обновляет не только содержание и музыкальный язык сочинений, но и методы тематической работы, трактовку симфонического цикла в целом. В своих симфониях он намечает пути синтеза национальной и европейской систем музыкального мышления, апробируя новые приёмы композиторского письма. А. Меликов обращается к додекафонии, сонорике, микрохроматике, микромонотематизму, мугамной импровизации и сложнейшей полифонической технике, во многом напоминающей старинные формы ХV–XVI веков. Опираясь на теорию вариантно-симметричной формы (С. Гончаренко), автор статьи анализирует принципы формообразования во Второй (1969), Третьей (1975), Четвёртой (1977) и Шестой («Контрасты», 1985) симфониях. Используя закономерности зеркальной симметрии, азербайджанский композитор обогащает форму своих симфоний принципом обрамления, репризными арками, возвращает на заключительном этапе развития начальный тематический ряд в обратном порядке и вариантном облике. Устойчивость сочетания и взаимодействия принципов вариантности и симметрии на различных масштабных уровнях в симфониях А. Меликова позволяет выделить эти принципы в его творчестве и отнести их к особенностям авторского стиля.

Ключевые слова

симфонии А. Меликова, формообразование, зеркальная симметрия, вариантность, вариантно-симметричные структуры.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация