Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

А. Черкесова

Короткие песни (сарын) в музыкальном фольклоре караногайцев

В статье на основе полевых записей 2008–2016 гг. рассматриваются сарын – одна из разновидностей коротких песен караногайцев. Целью исследования является стилистическая атрибуция сарын путём установления типичных признаков тематики, поэтики, взаимодействия поэтического текста и напева, формообразования и ладово-мелодической организации. Песни-состязания, исполняемые в общественных собраниях, развивают темы, связанные с историей, бытовыми коллизиями и межличностными отношениями. Поэтические тексты достаточно универсальны по структуре стиха – семи- и восьмисложного (цезурированного и не цезурированного), соответствующего мелодическому построению, а также по силлабическому соотношению слова и напева (слог – звук), ритмизации краткими единицами с укрупнением концевого слога. Характерно сквозное строение мелострофы с повторениями построений (чаще первого, иногда последнего). Своеобразие мелодической композиции определяется «террасным» принципом организации в виде транспозиции, смещения в нисходящем направлении варьируемых или контрастных построений. Выявлено девять политекстовых напевов, четыре из которых распространены у караногайцев и кубанских ногайцев, известны в музыкальном фольклоре народов Дагестана и тюркских народов других культурных ареалов. Установлены общие элементы стилистики текстов и напевов, что позволяет характеризовать сарын как самостоятельную жанровую разновидность коротких песен.

Ключевые слова

караногайцы, музыкальный фольклор, короткие песни, сарын.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация