Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

А. Данилова

Образы Китая в зеркале западноевропейского и русского музыкального искусства

Cтатья посвящена историческому обзору произведений европейских и русских композиторов с китайской тематикой, которые стали частью общего диалога музыкальных культур Востока и Запада. Дальневосточный регион и, в частности, Китай долгое время оставался terra incognita для музыкального ориентализма. Претворение образов Китая в западноевропейском и русском музыкальном искусстве берёт начало в произведениях XVІІІ – середины XІX века, подчинённых условно-декоративной эстетике стиля «шинуазри» и создающих утопическую картину идеального Китая. Традиции музыкального ориентализма развиваются композиторами-классиками ХIХ века. Переломным этапом становится рубеж ХIХ–ХХ веков, когда возникновение новаторских тенденций, процесс «деевропеизации» западной музыки приводит к формированию новых подходов в воплощении образов Китая. Особую роль в этом сыграли произведения Дж. Пуччини, И. Стравинского, Б. Бартока, К. Дебюсси. Следующим периодом вновь вспыхнувшего интереса к восточной и, в частности, китайской музыкальной культуре и философии становится середина ХХ столетия. Ощущая недостаточность традиционных художественных концепций, исчерпанность возможностей тональной и серийной гармонии, традиционных композиционных средств, жанров и форм западной музыки, авангардисты заимствуют художественные принципы неевропейских культур стран Азии, Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. К началу XXI века в художественной традиции наблюдается постепенный отказ от мировоззренческих установок европоцентризма и осознанию самобытности и самоценности каждой отдельной культуры.

Ключевые слова

диалог музыкальных культур, музыкальный ориентализм, музыка о Востоке, стиль «шинуазри».

Вход

Забыли пароль?

Регистрация