Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

И. Дабаева

Духовное наследие С. В. Рахманинова в отечественной культуре XX–XXI столетий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с концертной жизнью и музыковедческим осмыслением духовных сочинений С. В. Рахманинова: духовного концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу», «Литургии», «Всенощного бдения». Отмечается, что в дореволюционный период указанные сочинения были представлены в программах концертов Синодального хора. Обзор дореволюционной прессы приводит автора к выводу о невостребованности духовных сочинений Рахманинова другими хоровыми коллективами в связи с исполнительскими сложностями, преодоление которых требует значительной технической оснащённости, высокого уровня профессионализма. Отмечая вехи в исполнении духовных сочинений Рахманинова в последующие периоды, автор акцентирует проблему обращения к ним в постсоветское время хормейстеров, руководящих камерными хоровыми коллективами. Динамику научного осмысления духовного наследия автор рассматривает на примере концерта «В молитвах неусыпающую Богородицу» и отмечает следующие этапы: в дореволюционный период – сведения об исполнении, краткая характеристика художественных свойств произведения; в советский – отсутствие упоминаний о данном сочинении; в постсоветский период – стремление глубокого осмысления в контексте эволюции жанра духовного концерта, в связи с чем выдвигается положение о формировании и развитии модели классико-романтического концерта.

Ключевые слова

Рахманинов, русская духовная культура, духовная музыка, духовный концерт, модель концерта, концертная программа.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация