Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

О. Шаповал

«Фиделио» Л. ван Бетховена и «Летучий Голландец» Р. Вагнера: авторские концепции «оперы спасения»

В статье рассматриваются персонажи опер «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Летучий Голландец» Р. Вагнера с точки зрения типологического родства. Обнаруживаются семантические пары оперных персонажей: Леонора – Сента, Флорестан – Голландец, Рокко – Даланд. Главных героинь опер отличают героика духа и самоотверженность. Побуждающим мотивом их действий явилась Любовь. Флорестан и Голландец – персонажи, душу которых раздирают адские муки. Рокко и Даланд – практичные обыватели, персонажи, которые ведут своё происхождение от зингшпиля. Типологическое родство оперных героев находит отражение в их музыкальных характеристиках. Важную роль в рассматриваемых произведениях играет любовный треугольник, который в «Летучем Голландце» имеет концептуальный смысл, в «Фиделио» – добавляет жизненной достоверности в обрисовку ситуации. Система социально-этических ценностей, актуализированная в оперном произведении Л. ван Бетховеном, соединяет героический пафос с глубокой верой в Божий промысел, что характерно и для произведения его великого потомка. Драматургический вектор обеих опер связан с выходом из критической ситуации: в реалистическом ракурсе (в произведении Л. ван Бетховена), в мистериальном, обусловленным идеей искупления (в произведении Р. Вагнера). Одной из наиболее ярких исполнительниц партий Леоноры и Сенты явилась современница Л. ван Бетховена и Р. Вагнера В. Шрёдер-Девриент. Её интерпретационные версии в истолковании данных оперных персонажей характеризуют неразрывное единство актёрской игры и певческой интонации, заострённо экспрессивный «тон» высказывания. Исполнительская трактовка В. Шрёдер-Девриент указывает на типологическое родство героинь Л. ван Бетховена и Р. Вагнера и одновременно их уникальную самобытность.

Ключевые слова

типологическое родство, семантические пары оперных персонажей, ситуация любовного треугольника, система социально-этических ценностей, драматургический вектор.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация