Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. Кисеев

Некоторые особенности работы с голосом в музыкально-театральных сочинениях Мередит Монк

В статье рассмотрены принципы звукообразования в ранних сочинениях М. Монк – крупного американского композитора, перформера, режиссёра, хореографа. Избранный музыкальный материал относится к 1970–1990-м годам и характеризует период становления творческой личности М. Монк. Характерной чертой её творческого метода стала оригинальная вокальная техника, основанная на специфической работе с голосом и телом перформера: композитор расширяет выразительные возможности голоса, создавая музыку «телесно», включает в процесс звукообразования движения, действия. Большинство её ранних сочинений отличает экспериментирование в области фонетики, тембра, характера звучания. В центре внимания автора статьи находятся проблема разграничения тембра голоса и смысла произносимых слов и связанные с нею вопросы создания определённых звуковых эффектов. Их спектр в работах М. Монк широк, включает разнообразные приёмы работы с голосом – от декламации до вокализированного шёпота. Голоса перформеров произносят наряду с чётко интонируемыми звуками призвуки, шумы, не имеющие точной звуковысотности. Особое внимание в статье уделено трактовке слова. В частности, акцентируется внимание на фонетике отдельно произносимых слов и слогов в сочинениях М. Монк, характеризуются специфические приёмы их вокального произнесения. Автор рассматривает творческий метод М. Монк с позиций претворения в нём традиций музыкального экспериментализма, представленного в первой половине и середине XX столетия именами крупнейших американских композиторов, в их числе Дж. Кейдж, Г. Парч, Г. Коуэлл.

Ключевые слова

музыкальный театр конца XX века, творческий метод М. Монк, проблема звукообразования.