Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

М. Шиман

От «Псковитянки» к «Китежу»: легендарность как принцип древнерусской поэтики в операх Н. А. Римского-Корсакова

В статье предпринята попытка соотнесения первой и предпоследней опер Н. А. Римского-Корсакова с точки зрения выражения в них легендарного начала. Несмотря на временную удалённость этих сочинений друг от друга, в них проявились общие стилевые характеристики оперного творчества композитора. Решение проблемы исторической оперы в русле легендарности, трактовка женского образа в древнерусском ключе, наличие категории чудесного – все эти качества, впервые представленные в «Псковитянке», находят своё совершенное выражение в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ходе исследования установлена самоочевидность легендарности «Китежа», которая определяется основными первоисточниками – легендой о татарском нашествии и легендой о мудрой лесной деве. Автор полагает, что легендарность в «Китеже» сопряжена с одним из центральных методов древнерусской литературы – историзмом, что проявляется в обращении композитора к подлинным событиям русской истории. Легендарно-историческую окраску в опере получают и главные герои «Китежа», наследующие типизированные черты образов Древней Руси. Среди них, автор особое внимание уделяет образу Февронии, который обобщает и подводит итог панорамы «вещих» корсаковских героинь. Её уникальное качество – святость, подчёркнуто Римский-Корсаковым опорой на жанр жития, который, также, как и легенда предполагает наличие «чудесного» компонента.

Ключевые слова

Н. А. Римский-Корсаков, «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже», легендарность, древнерусская поэтика, чудо, историзм.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация