Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

В. Дёмина

Оратория Дж. Сарти «Слава в вышних Богу» и традиция российских «викториальных» торжеств

Статья посвящена проблеме интерпретация текстов православного богослужения в ораториальных сочинениях Дж. Сарти, созданных в честь побед русского оружия. Задачи исследования заключались в соотнесении новаций композитора с традициями отечественной праздничной музыки. Материал исследования составили представленные в электронной библиотеке Российского института истории искусств рукописные партитуры оратории «Слава в вышних Богу». В процессе работы привлекались результаты научных исследований известных ученых, рассматривающих произведения подобного типа в аспекте преломления художественных приёмов европейской музыки и использования «натуральных эффектов». Отмечается, что в музыкальной ткани произведения Дж. Сарти использованы приёмы воссоздания хоровыми средствами игры военных фанфар и сигналов и реальное звучание барабанов (tamburro batteria), пушек (cannone) и фейерверков (batteria pirotecnica), передающих атмосферу «викториальных» торжеств. Применявшиеся и ранее звуковые эффекты введены композитором в партитуру и выписаны на отдельных строках. Устанавливается, что в соответствии с традицией, сложившейся в духовной музыке, специальные приёмы используются для выделения ключевых слов («Слава в вышних Богу», «Богу вседержителю»). Они способствуют воплощению одной из тем панегирической программы. Соединение текстов благодарственного молебна и использованных композитором звуковых элементов ритуалов чествования победителей способствовало маркированию в сочинении темы божественного покровительства в одержанной победе.

Ключевые слова

викториальное торжество, оратория, Джузеппе Сарти.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация