Е. Карман
Полный антем в творчестве Томаса Томкинса
Статья посвящена композиционно-стилистической характеристике антемов полного типа Томаса Томкинса – крупнейшего английского композитора рубежа XVI–XVII веков. Целью статьи является рассмотрение на материале творчества Томкинса модели полного антема на стыке двух эпох – Возрождения и Барокко; на ее достижение направлен анализ композиции и стилистики, полифонического письма. Отмечается опора на стилистику произведений Уильяма Бёрда. Сквозные музыкально-текстовые композиции отличаются ясными ритмо-гармоническими цезурами между разделами, которые представляют собой имитационное проговаривание синтаксических единиц вербальной основы. В небольшой группе антемов встречается преимущественно вариантный повтор смежных разделов, свидетельствующий о преломлении песенных принципов формообразования. Во всех антемах, как в трёх-пятиголосных, преобладающих в наследии Томкинса, так и в шести-двенадцатиголосных, композитор заботится о слышимости слов, опираясь преимущественно на музыкально-текстовую силлабику и различные приёмы разряжения фактуры, в том числе ритмическое педальное укрупнение партий, выключение одного из голосов фактуры. Своеобразно полифоническое письмо антемов Томкинса, в котором разрабатывается имитационно-каноническая техника, применяется дублирование партий в терцию. В хоровых партитурах антемов претворяются черты версового типа антема, также представленного в творчестве Томкинса. Автор использует разнообразные формы ансамблировки голосов (в антемах от четырёх/пяти и более голосов), включая в фактурную ткань принципы многохорности, отражающие тенденцию «итальянизации» музыкальной стилистики.
Ключевые слова
англиканская музыка, полный антем, Томас Томкинс.