Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Е. Калошина

Философско-символические аспекты драматургии мифологического театра Bагнера

В данной статье предложен новый взгляд на теорию синтеза искусств в мифологическом театре Р. Вагнера. Указано, что немецкий мастер предложил две концепции – концепцию театра массовых зрелищ, идеи которой изложены в работе «Художественное произведение будущего» и осуществлены в опере «Мейстерзингеры», и концепцию симфонизированной мистерии в опере «Парсифаль». Выявлены восемь пластов контаминации, ставшей глобальным принципом синтеза мифологических, исторических, социальных, эстетических, философских идей и законов музыкального творчества в сюжетах его авторского мифа. Расшифрованы процессы контаминации, философские концепции в операх «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», синтезирующие концепты св. Августина и Св. Боэция, Кьеркегора, Фейербаха, Шопенгауэра, выделены составляющие синтеза театров ХIХ века. Охарактеризовано взаимодействие девяти интонационных сфер романтической эпохи при континуальной симфонизации (в лейтмотивах и новаторских оперных формах). Рассмотрены три пласта драматургии в театре Вагнера: уровни внешнего и внутреннего (психологического) действия и философско-символический уровень. Последний концентрирует художественные концепции каждого сочинения. Показано, как закономерности мифологического театра Вагнера транслируются в творчество авторов ХХ века.

Ключевые слова

синтез, миф, контаминация, интонационные пласты, символика, континуальная симфонизация.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация