Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

О. Шаповал

Христианская трагедия в творческом воплощении Р. Вагнера

Устанавливается место христианской трагедии в художественном мировоззрении Р. Вагнера. Автор статьи адресуется к картине мира композитора, которая определила концептуальную основу его произведений, начиная от опусов 1840-х гг. и заканчивая «Парсифалем». Для Вагнера характерным явилось взаимодействие христианских мотивов с языческими, адресация к апокрифическим сюжетным мотивам. Выявляются связи творчества немецкого композитора с христианской трагедией, оптимистичной по своей сути. В вагнеровском претворении метажанра христианской трагедии обнаруживается типологизация персонажей: искупители, которые следуют стезёй Мессии, и грешники, жаждущие спасения. Лоэнгрин соединяет в себе черты обоих групп, поскольку является олицетворением Божественного света, с одной стороны, и чувствует несовершенство личной внутренней жизни, жажду обретения себя в Любви к Деве, которая явилась Идеалом, с другой. Опираясь на рефлексию Вагнера, автор статьи устанавливает, что в тетралогии композитором претворены черты христианской трагедии в снятом виде в качестве одного из интенциональных модусов. Так, рефлексия оперных произведений немецкого композитора смыкается с психоанализом. Наряду с христианской трагедией в творчестве Вагнера обнаруживаются своеобразные «предчувствия» фрейдизма.

Ключевые слова

Р. Вагнер, христианская трагедия, искупление, метажанр.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация