Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. Куклинская

«Отелло» Дж. Верди. Опыт «действенного анализа»

В статье рассматривается возможность использования научно-практических методов театроведения в целостном анализе оперы. По мнению автора, исследование оперного текста с позиции одного лишь музыкознания не может выявить всей глубины и многозначности его содержания. Существующая традиция изучения оперы как партитуры в музыковедении и оперы как спектакля в театроведении и журналистике препятствует целостному восприятию жанра. Поскольку специфика оперы заключается в изложении информации с помощью музыки, приоритет в области анализа оперных текстов вполне логично принадлежит музыковедческой науке. В процессе изучения оперы музыковедение традиционно использует методы герменевтики, семиотики, музыкальной компаративистики и других. Но музыкальная наука оставляет вне зоны внимания методы, которые, казалось бы, должны быть наиболее близки оперному жанру (ввиду его театральной природы), а именно, научно-практические методы театроведения. Автор статьи использует «метод действенного анализа» К. С. Станиславского, определяя «действие» как один из возможных способов организации материала, как в музыкальной партитуре, так и в её сценической версии. В статье подчёркивается, что «действие» является «родовым» признаком театра в целом и не может игнорироваться при изучении оперы. На примере оперы Дж. Верди «Отелло» с помощью «действенного анализа» автор показывает новые возможности связей между музыкальной и сценической драматургией.

Ключевые слова

оперный текст, спектакль, метод действенного анализа, событие, Дж. Верди, «Отелло».