Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Р. Лаво

Опера как креолизованный музыкальный текст

Статья посвящена рассмотрению оперы как особого типа повествовательного музыкально-вербально-визуального текста в его широком семиотическом понимании, в котором в синкретическом единстве заключены вербальные и невербальные знаковые элементы. Все элементы оперного повествовательного текста в широком семиотическом значении слова являются обозначающими развитие повествовательного сюжета в рамках повествовательного сценария (narrative script), который подчинён определённой схеме развития сюжета – завязка (локализация сценического действия во времени и пространстве), интрига – ситуация преодоления возникших жизненных коллизий, и развязка – преодоление возникшей ситуации. Синкретизм оперного текста как целостной взаимодетерминированной системы означивания сценического действия, оказывающий эмоциональное воздействие на зрителей и на исполнителей с помощью всех трех каналов коммуникации – визуального, аудиального и вербального, позволяет определить оперу как особую форму креолизованного текста, обладающего свойством эмотивности. Порождаемые оперным спектаклем персональные и коллективные эмоции являются определяющими в синкретическом оперном тексте. Применяемый в современной филологии термин креолизованный текст, характеризующий текст, содержащий вербальные и визуальные элементы, как полагаем, может быть распространён и на оперный текст. Оперный текст также содержит вербальные и невербальные элементы, а именно: либретто и визуальные элементы – грим, костюмы персонажей, декорации, игра актеров, и невербальные аудиальные элементы – музыка оперного спектакля, оперные партии. В этом креолизованном тексте реализуется две взаимосвязанные интерпретации – режиссера-постановщика и исполнителей (певцов и оркестра), придавая оперному тексту бинарные основания. При этом необходимо учитывать влияние на интерпретантов медиативных посредников-предписантов в лице музыкальных критиков. Следовательно, оперный текст можно рассматривать в парадигме музыковедческого анализа в качестве поликодового вербально-аудиально-визуального единства, организованного в многоуровневый коммуникативно ориентированный креолизованный текст.

Ключевые слова

опера, оперный текст, либретто, креолизованный текст, семантика, полимодальность, эмотивность.