Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Шак Т.

Песенные жанры в музыке фильмов А. Кончаловского: драматургические функции

Статья посвящена стилевым аспектам творчества режиссера Андрея Кончаловского, проявляющимся через подбор и принципы функционирования песенного музыкального материала в структуре кинотекста. На основе анализа киноработ режиссера трех периодов его творчества – советского, зарубежного и современного – рассматривается малоизученный (не только в стиле А. Кончаловского, но и в киномузыке в целом) параметр, связанный со способами введения, смыслом использования и драматургическими функциями вокальных жанров: песен (народные, эстрадные, массовые, рок-композиции), романсов (классические, сентиментальные). Доказывается, что песенный тематизм, представленный заимствованным музыкальным материалом композиторов Б. Адамса, Б. Мокроусова, В. Окорокова, А. Пахмутовой, Е. Петерсбурского, Н. Рудиной, В. Шаинского, Ю. Хайта и др., а также созданный специально к фильмам композиторами Э. Артемьевым, А. Градским, В. Овчинниковым, выступает в роли лейтмотивов: «Сибириада» (танго «Утомленное солнце» как лейтмотив любви, песня «Красота ли моя» как лейтмотив воли), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» («О, Боже, какой мужчина!» как лейтмотив Тряпицына); а также как средство создания кульминаций: «Дом дураков» (песня Б. Адамса «Have You Ever Really Loved A Woman?»), «Глянец» (песня А. Пахмутовой «Надежда»), «Дворянское гнездо» (романс В. Овчинникова «При дороге ива»). Через песню характеризуется эпоха и воссоздается эмоциональная атмосфера фильма. Все это указывает на драматургическую значимость песенных жанров в фильмах А. Кончаловского.

Ключевые слова

песня, романс, киномузыка, стиль, драматургия, кульминация, периодизация творчества.

Для цитирования

Шак Т. Ф. Песенные жанры в музыке фильмов А. Кончаловского: драматургические функции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 36–41.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11005