Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Шадрина А.

Хоровое пение и оркестровое музицирование в жизни Донской духовной семинарии второй половины XIX – начала XX вв.

В статье на примере крупнейшего образовательного учреждения Юга России второй половины XIX – начала XX вв. Донской духовной семинарии показано, что одной из важнейших составляющих учебного процесса духовных школ Российской империи было эстетическое воспитание, к которому относились церковное пение и оркестровое музицирование. Церковное пение являлось обязательным предметом, включенным в образовательный процесс учебным комитетом Св. Синода. Оркестровое музицирование, принадлежавшее к категории дисциплин «по желанию», тем не менее, вызывало устойчивый интерес учащихся, которые не только успешно осваивали навыки игры на духовых и струнных инструментах, но и участвовали в городских концертах в составе семинарского оркестра. Изучение архивных источников позволило выявить имена преподавателей Донской духовной семинарии, которые обучали семинаристов пению и игре на музыкальных инструментах, а также основы преподавания музыкальных дисциплин, изложенные преподавателем церковного пения Н. А. Лебедевым. Среди преподавателей, обучавших церковному пению, совмещая эту дисциплину с преподаванием богословских дисциплин, выделялся известный церковный композитор последней трети XIX – начала XX вв., регент Архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасска священник М. Д. Ерхан. Значительный вклад в постановку хорового пения в семинарии внес В. М. Одноралов. В рамках освещаемого процесса обучения музыке функционировали два хора, сформированных из семинаристов и поочередно руководимых учащимися. К числу таких учащихся-регентов относился А. М. Листопадов, впоследствии известный донской фольклорист. Обучение оркестровому музицированию в стенах Донской семинарии было инициировано семинарским Правлением и ректором семинарии. Основным предназначением этой дисциплины являлось эстетическое воспитание, призванное отвлечь семинаристов «от праздности и грубых удовольствий», а также воспрепятствовать распространению революционных идей. Указанная идея Правления семинарии была успешно реализована и принесла ощутимые плоды.

Ключевые слова

Донская духовная семинария, эстетическое воспитание, церковное пение, оркестр Донской духовной семинарии, священник В. С. Костенко, священник М. Д. Ерхан, В. М. Одноралов, А. М. Листопадов.

Для цитирования

Шадрина А. В. Хоровое пение и оркестровое музицирование в жизни Донской духовной семинарии второй половины XIX – начала XX вв. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 123–131.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14015