Н. Бражникова
Фортепианный квинтет в творчестве отечественных композиторов конца XVIII – первой трети XIX века
Автором статьи рассматривается начальный этап становления жанра фортепианного квинтета в отечественной музыкальной культуре, сравнительно мало освещенный в научной литературе. В центре внимания – сочинения Д. Бортнянского, А. Алябьева и опус Дж. Фильда, практически не известный специалистам и впервые характеризуемый исследователем. Анализ первых художественно ценных образцов фортепианного квинтета в русской музыке конца XVIII – первой трети XIX века предваряется кратким экскурсом в предысторию данного жанра. Трактовка фортепианного квинтета рассматривается в аспекте выявления черт жанровой специфики, принципов драматургии и ансамблевого мышления, доминирующих в произведениях Д. Бортнянского, Дж. Фильда и А. Алябьева, а также с точки зрения оригинальности стилевых и композиционных решений. Анализ художественного своеобразия указанных квинтетов осуществляется с учетом наблюдений ряда отечественных исследователей (в частности, Н. Симоновой, Т. Воскресенской, Л. Царегородцевой). В квинтете Д. Бортнянского автором статьи выявлена более сложная, чем принято считать, драматургическая идея цикла. Углубление его содержания достигается за счет драматизации образов лирико-жанровой сферы, привнесения черт конфликтности, элементов сквозного развития, предвосхищающих симфонизацию жанра. Одночастные опусы Дж. Фильда и А. Алябьева трактованы в аспекте претворения лирико-романтической концепции. В квинтете Дж. Фильда подчеркиваются особое единство содержания и стиля произведения, а также роль ноктюрновости как основы музыкальной драматургии; в квинтете А. Алябьева – значимость лирико-элегической образности и романсовых черт (среди принципов ансамблевого мышления выделены элементы концертирования и диалогичности).
Ключевые слова
фортепианный квинтет, Д. Бортнянский, Дж. Фильд, А. Алябьев, принципы ансамблевого мышления, диалогичность.
Для цитирования
Бражникова Н. И. Фортепианный квинтет в творчестве отечественных композиторов конца XVIII – первой трети XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 89–96.