Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. Катунян

Музыкальная форма в аспекте антропологии

История музыкальных форм в европейской музыке представляет собой смену принципов структурирования временного процесса, и эта смена отражает эволюцию художественного мышления. Структура времени трансформируется от эпохи к эпохе: время как бесконечный поток и время, замкнутое между неким началом и соответствующим ему концом; время телеологическое и нетелеологическое; время линейное и нелинейное; время-состояние и время-процесс; время статичное и динамичное, и т. д. Что влияет на смену форм протекания времени и движет музыкальную мысль художников к переформатированию временного процесса? Один из способов познать все это требует обращения к первичным структурным матрицам, структурным архетипам, с помощью которых человек воспринимает мир и формирует знание о нем. В настоящей статье предпринята попытка опереться на опыт структурной антропологии, которая рассматривает архетипы как механизмы обработки человеком информации о мире. Согласно теории Карла Густава Юнга, архетип есть формальный элемент вне содержания, имеющий первичное ядро значения, которое наполняется материалом сознательного опыта. В данной статье показаны структурные архетипы в первичных обрядовых формах, где они представлены в своем изначальном обличии. К таковым относятся структуры ряда (тождества), оппозиции (бинарики, агона) и круга (коло, хоровода). Ряд – простейшая структура, две другие – более сложные, являющие собой комплексные варианты простейшей структуры. Влияние первичных моделей на формообразование в его эволюции описано в настоящей статье как смена разных этапов музыкальной истории. Анализу подвергаются псалмовые тоны и мотет средневековья, мотет Ренессанса, рефренные, или концертные, формы эпохи барокко, сонатная форма классицизма, тенденции дальнейшей эволюции форм в XIX и XX столетиях. Принципы формообразования каждой эпохи свидетельствуют об опоре на тот или иной доминирующий структурный архетип, который не только влияет на музыкальное формообразование, но одновременно определяет эстетические вкусы, а через них раскрывает мировоззренческие основы конкретной эпохи при формировании определенной картины мира.

Ключевые слова

структурная антропология, Карл Густав Юнг, Ольга Фрейденберг, обряд, структурные архетипы, формы Средневековья, формы Нового времени.

Для цитирования

Катунян М. И. Музыкальная форма в аспекте антропологии // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 57–65.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_57