Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






М. Д. Аникеева

Взаимосвязь сонористики и музыкальной формы в произведениях российских композиторов последней трети XX века

На протяжении второй половины XX столетия сонористическая техника приобретает весьма существенное значение и рассматривается как один из важнейших методов композиции, характерных для Новейшей музыки. Ее ведущие представители уделяют особое внимание темброкрасочной организации вновь создаваемого произведения – центральной проблеме, решаемой в контексте творческого процесса. Исходя из этого, сонористическая техника влияет на основополагающие композиционные параметры, включая формообразование. В настоящей статье выявляются приоритетные структурные закономерности, присущие сонорным произведениям, освещается специфика современных форм индивидуального порядка, а также анализируются механизмы взаимодействия сонористической техники с некоторыми классическими формами. Отмечается активное развитие сонористики в творчестве российских авторов последней трети XX века, констатируется ощутимое воздействие указанного метода композиции на процессы формообразования в произведениях различных жанров. Автором статьи рассматриваются произведения Э. Денисова («На пелене застывшего пруда», Симфония № 1 для большого оркестра), А. Шнитке (Первая и Третья симфонии), С. Губайдулиной («Ступени», «De profundis»), Г. Уствольской («Композиции» №№ 1 и 3), Н. Корндорфа («Движения» для ансамбля ударных), Р. Щедрина (Концерт для оркестра «Звоны») и С. Слонимского («Колористическая фантазия»), характеризуемые в аспекте взаимодействия сонористической техники и формы. Данный подход способствует выявлению специфических черт, обусловленных замыслом конкретного сочинения и уникальностью художественного мышления того или иного автора. Наряду с этим, в освещаемых произведениях прослеживаются единые магистральные закономерности формообразования, обусловленные использованием сонористической техники.

Ключевые слова

сонористика, музыкальная форма, многопараметровая композиция, форма индивидуального порядка, отечественная музыка последней трети XX века.

Для цитирования

Аникеева М. Д. Взаимосвязь сонористики и музыкальной формы в произведениях российских композиторов последней трети XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 103-108.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_103