О. Лаптева
«Русские картинки» М. Фуксмана – «экспериментальный» опус для оркестра народных инструментов
Данная статья посвящена одной из приоритетных сфер творчества известного ростовского композитора Михаила Фуксмана (род. 1964) – музыке для оркестра русских народных инструментов, датируемой 2000–2010-ми годами. Исследователем характеризуется общая «экспериментальная» направленность художественных исканий М. Фуксмана, свободно комбинирующего идеи Второго авангарда и постмодерна, освещается индивидуальная трактовка русского народного оркестра, представленная в произведениях указанного автора. Более подробно анализируется оригинальная концепция диптиха «Русские картинки», с успехом исполнявшегося в Ростове-на-Дону в 2014–2015 годах. Исследователем выявляются фольклорные истоки композиторского замысла, центром которого выступает «собирательный образ русской Женщины». Первая часть цикла воссоздаёт определённую грань этого образа, связанную с оплакиванием умерших и воплощающую многовековое страдание, «сердечное сокрушение» и неизбывное одиночество. Во второй части репрезентируется другая ипостась Женщины – своенравной и властной «ворожеи, повелительницы стихий», обладающей сокровенным знанием «мировых тайн». Автор статьи уделяет особое внимание различным исполнительским проблемам, возникающим в процессе репетиционной работы и концертно-сценического воплощения «Русских картинок» силами учебного (вузовского) оркестра русских народных инструментов.
Ключевые слова
оркестр русских народных инструментов, М. Фуксман, «экспериментальное» направление, диптих «Русские картинки».