Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Андриевская Г.

Исполнительское искусство Серебряного века в музыкально-критических работах В. Коломийцова

Публикуемая статья посвящена музыкально-критическому наследию Виктора Коломийцова (1868–1936) – известного петербургского публициста, лектора-просветителя, вокального педагога, организатора музыкально-театральной и концертной жизни, одного из крупнейших отечественных переводчиков. Расцвет деятельности В. Коломийцова в области художественной критики (1900–1920-е годы) совпал с эпохой, ныне именуемой Серебряным веком русской культуры. При этом позднейшая характеристика В. Коломийцова как «горячего пропагандиста вагнеровского творчества» par excellence (Ю. Келдыш) в наши дни выглядит явным преувеличением. Более точной и объективной следует признать оценку, согласно которой В. Коломийцов предстает рыцарственным хранителем «романтических идеалов в музыке» (Ю. Кремлев). Вышеупомянутая особенность миросозерцания повлекла за собой и «вагнеристские увлечения» критика, и его видимые пристрастия в исполнительском искусстве. С поразительной яркостью запечатлены В. Коломийцовым творческие портреты выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов, преломляющих традиции романтической эпохи, – Ф. Шаляпина и Н. Фигнера, И. Гофмана и А. Зилоти, А. Никиша и Г. Малера, Ф. Моттля и Э. Направника, В. Ландовской и В. Софроницкого. Романтическими интенциями пронизано и неподражаемое искусство «моментальной фотографии», присущее В. Коломийцову-рецензенту, отличающееся предельно точным «схватыванием» характерных черт конкретного исполнителя и дополняемое весьма редким даром «прогнозирования» художественной эволюции выдающихся артистов первой трети ХХ века. Исходя из вышесказанного, музыкально-критические работы В. Коломийцова об исполнительстве репрезентируются автором статьи как своеобразная «концептуальная антитеза» публицистическому наследию А. Оссовского (1871–1957). Обоих критиков, несомненно, сближают подчеркнутый традиционализм художественно-эстетических воззрений и ощутимое тяготение к исполнительским проблемам оперно-театрального искусства. Помимо этого, рационализм и «классичность» А. Оссовского, стремившегося к выявлению и постижению фундаментальных категорий художественной интерпретации, естественно корреспондируют и специфически уравновешиваются приматом эмоционального начала и «романтичностью» В. Коломийцова.

Ключевые слова

В. Коломийцов, музыкальная критика Серебряного века, А. Оссовский, музыкально-исполнительское искусство, исполнительская интерпретация.

Для цитирования

Андриевская Г. П. Исполнительское искусство Серебряного века в музыкально-критических работах В. Коломийцова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 3. С. 85–90.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-13012