Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Козубова, Т. Франтова

Andamento Падре Мартини в лабиринтах итальянской фуги XVII–XVIII веков

Статья посвящена особому виду тем для фуг – andamento, который встречается в итальянской полифонической музыке XVII–XVIII веков. Andamento входит в одну из первых классификаций видов полифонических тем, предназначенных для фуги, которая была разработана Дж. Б. Мартини и включена им в текст второй части «Очерка о фугированном контрапункте» («Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto fugato»). Названная классификация, принадлежащая Дж. Б. Мартини, опирается на единый критерий для разных тем – временную протяженность, что позволяет четко отграничить andamento от других видов фуговых тем. Классификация Дж. Б. Мартини, в которой содержатся три вида тем: soggetto, andamento, attacco, – ориентируется на организацию тематических процессов в вокальной полифонии Возрождения, но выводы касательно данной классификации представляются актуальными для анализа более широкого круга музыкальных явлений. Исходя из объяснений самого Дж. Б. Мартини, приводимых в «Очерке о фугированном контрапункте», в настоящей статье предложено объяснение специфики тем andamento с учетом положений современной теории полифонического тематизма, а также исторического контекста учений о фуге XVII–XVIII веков. Прослеживаются связи andamento с тематизмом итальянских ричеркаров XVI–XVII столетий и рядом фугированных форм в творчестве композиторов XIX–XX веков. Авторами статьи рассмотрен вопрос соотношения теории Дж. Б. Мартини с его музыкальными сочинениями, в которых встречается оригинальная разновидность многоголосной и многотемной темы-комплекса, сложившейся как особая разновидность andamento.

Ключевые слова

Дж. Б. Мартини, «Очерк о фугированном контрапункте», классификация тем для фуг, аndamento, ричеркар, итальянская фуга XVII–XVIII вв.

Для цитирования

Козубова А. С., Франтова Т. В. Andamento Падре Мартини в лабиринтах итальянской фуги XVII–XVIII веков // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4. С. 73–82.

DOI

10.52469/20764766_2021_04_73