Н. Дуда
Музыкально-сценические произведения Генри Пёрселла сквозь призму песенного жанра
В статье рассматриваются индивидуальные особенности творческого метода Пёрселла в работе с жанром театральной песни. Даётся характеристика сольных вокальных номеров в драматических пьесах эпохи Реставрации. Автор акцентирует внимание на жанровом разнообразии сценических песен, характеризует роли певцов в драматических спектаклях, а также особенности исполнения сольных номеров. Для демонстрации изменчивости жанра песни в исторической перспективе автор даёт характеристику традиционного для английского придворного быта жанра маски, в котором песня представлена в двух основных разновидностях и несёт в театрализованном представлении определённую драматургическую нагрузку. Освещаются вопросы преемственности и развития драматургических приёмов использования песни в музыкально-сценической музыке Генри Пёрселла. Основным материалом анализа становятся песни из оперы-маски «Королева фей» и оперы «Дидона и Эней». Песни анализируются в аспекте их драматургической функции в опере и полу-опере. Автор пишет о выразительных возможностях песен, объединённых единой образной сферой в отдельные замкнутые маски, и о влиянии последних на формирование общей драматургической линии развития. Приводятся примеры откровенной преемственности с итальянской мелодикой и влияния английского фольклора в песнях Пёрселла.
Ключевые слова
театральная песня, музыкально-сценические произведения, музыкальная драма эпохи Реставрации, жанр маски в Англии XVII века, опера-маска «Королева фей», «Дидона и Эней».