Е. Бондаренко
«Прелюдия и Токката» для фортепиано И. Карабица: диалог с традициями жанра
Настоящая статья посвящена раннему произведению известного украинского композитора, пополнившему современный фортепианный репертуар на рубеже 2000–2010-х годов. Исследователь обращается к истории создания «Прелюдии и токкаты», характеризует индивидуальные прочтения этого опуса, предложенные украинскими пианистами Борисом Деменко и Олегом Копелюком. Особое внимание в статье уделяется жанрово-стилевому диалогу с музыкой эпохи барокко – явлению, которое свойственно не только указанному «малому» циклу, но и фортепианному творчеству И. Карабица в целом. Исходя из этого, исследователем рассматриваются специфические приёмы и выразительные средства, используемые в «Прелюдии и токкате», прежде всего, особенности взаимодействий между европейскими и национальными, традиционными и актуальными «ипостасями» жанра токкаты. Самобытная трактовка упомянутого жанра, представленная И. Карабицем, выступает наглядным отражением синтезирующего художественного мышления композитора. «Диалогичность», присущая стилистике «Прелюдии и токкаты», соотносится в статье с оригинальным решением драматургических и композиционных задач. Таким образом, сочинение полувековой давности явственно перекликается с приоритетными тенденциями эпохи постмодерна, чем обусловливается неуклонно возрастающий интерес современных музыкантов-интерпретаторов к освещаемому циклу.
Ключевые слова
И. Карабиц, фортепианное творчество, жанр токкаты, индивидуальный композиторский стиль, Б. Деменко, О. Копелюк.