Е. Коваленко
Анатолий Фёдорович Шекера – мастер балетного симфонизма и хореографической полифонии
Статья посвящена творчеству выдающегося украинского балетмейстера Анатолия Фёдоровича Шекеры, с именем которого в национальном балетном искусстве связаны переход от принципов хореодрамы к симфонической драматургии, открытие танцевальной и драматургической полифонии, создание оригинального хореографического стиля, названного «шекеровским». Ранний период профессиональной деятельности А. Шекеры протекал в Перми (хореографическое училище, Театр оперы и балета). Первые балетные постановки были осуществлены им в Львовском театре оперы и балета им. И. Франко (1964–1966). В 1966–2000 годах, до последних дней жизни, А. Шекера работал балетмейстером Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко (ныне – Национальная опера Украины). Лучшие спектакли А. Шекеры: «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Коппелия» Л. Делиба, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, «Болеро» М. Равеля и др. В статье содержится анализ наиболее показательных сцен из упомянутых постановок А. Шекеры, акцентируется внимание на репрезентации отдельных характеров и образности музыкальной партитуры в целом, применении таких композиционных приёмов, как хореографическая полифония, синхронность, импровизационность.
Ключевые слова
Анатолий Шекера, классический балет, Национальная опера Украины, хореографическая полифония, симфоническая драматургия.