Е. Батовская
Современная хоровая музыка a cappella: проблемы жанровой типологии
Статья посвящена масштабной проблеме, которая интенсивно разрабатывается музыковедением наших дней, – феномену жанровых модификаций в композиторском творчестве ХХ – начала XXI столетий. В связи с этим обозначен ряд актуальных вопросов, порождаемых типологическим разнообразием современной хоровой музыки a cappella. Характеризуя методологические аспекты изучения данной жанровой сферы, автор статьи опирается на труды известных специалистов – А. Сохора, В. Цуккермана, М. Арановского, О. Соколова, Е. Назайкинского, В. Холоповой и др. Исследователем рассматриваются наиболее перспективные подходы к жанровой типологии хоровой музыки. Первый из них обусловлен разграничением следующих аспектов – внешнего (подразумеваются историческая, социальная, эстетическая и коммуникативная функции жанра) и внутреннего (состав исполнителей, композиционная структура, средства музыкальной выразительности, образно-содержательная специфика, авторская жанровая номинация, временные и пространственные параметры конкретного сочинения). По мнению автора, названные константы пребывают в разнообразных сопряжениях и тяготеют к взаимному дополнению. Другой подход связан с анализом жанровых модификаций в хоровой музыке, осуществляемым согласно принципам взаимодействия и преемственности. Принцип взаимодействия характеризуется ведущей ролью процессов «междужанрового и полижанрового синтеза», принцип преемственности ориентирован на процессы «внутрижанрового синтеза».
Ключевые слова
хоровая музыка a cappella, жанровая типология, жанровые модификации, внешний и внутренний аспекты музыкального жанра.