Я. Сердюк
Виртуальные структуры нотного текста как источник многозначности исполнительской интерпретации
В статье рассматривается исполнительская интерпретация как репродуктивно-продуктивный творческий процесс, связанный с выявлением виртуальных структур нотного текста – не обозначенных графически скрытых элементов музыкальной композиции, существующих в качестве потенциальных возможностей, реализуемых в звучании. Виртуальные структуры представлены как иерархическая система, уровни которой классифицируются сообразно их отношению к воспринимающему сознанию, а также – соответственно уровням организации музыкальной композиции, рассматриваемым Е. Назайкинским: фактурному, синтаксическому, композиционному. На примере Прелюдии a‑moll BWV 889 из II тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха путём сравнения уртекста с различными исполнительскими версиями этого сочинения демонстрируется множественность и вариативность звуковых воплощений виртуальных структур фактурно-фонического и интонационно-синтаксического уровней. Будучи объективно существующей частью музыкальной композиции, виртуальные структуры получают специфически субъективное выражение в единичной исполнительской интерпретации, являясь, таким образом, одним из источников её поливариантности и многозначности.
Ключевые слова
интерпретация, виртуальные структуры, фактура, синтаксис, скрытая полифония.