Л. Бурякова
Традиции музыкального образования во Франции: основные методы преподавания сольфеджио XIX–XX веков
Данная статья содержит обзорную характеристику французских методов преподавания сольфеджио, сформировавшихся в XIX–XX веках. Исследователем освещается процесс становления методологических ориентиров применительно к обоснованию целей и задач, организационных принципов, педагогических приёмов и критериев оценки достигаемых результатов обучения в указанной сфере. Особое внимание уделяется ряду ключевых проблем, разрабатываемых французскими авторами: формированию способности запоминать и дифференцировать звуковысотные соотношения до изучения теоретических понятий (А. Жедальж); освоению музыкального языка посредством оригинальных невербальных приёмов (П. Гален); предварительному мелодическому обучению как наиболее доступной форме приобщения к музыке (М. Шеве и А. Жедальж); первоначальному ритмическому обучению, которое базируется на идее органичного ощущения пульсации, изначально свойственного человеку (М. Мартено), а также соотносится с приоритетной ролью ритмической выразительности и сложных ритмов в современной французской музыке. Ретроспектива, представленная исследователем, позволяет интерпретировать эволюцию методов преподавания сольфеджио во Франции как отражение исторического развития музыкального искусства в целом, а высокий уровень музыкальной грамотности во французском обществе – как результат воздействия многовековых традиций национальной музыкальной педагогики.
Ключевые слова
музыкальное образование во Франции, национальная музыкальная педагогика, методы преподавания сольфеджио.