В. Пигулевский
Музыкальные фэнзины и панк-графика
В статье представлен анализ графического языка музыкальных журналов – фэнзинов, выпускаемых фанатами рок-музыки и представителями контркультуры. Выражение протеста против буржуазного практицизма, бюрократии и ханжеской морали, которое несут в себе молодёжные субкультуры, а также общение с культовыми музыкантами, музыкальные события и критические взгляды на рок-концерты – всё это реализуется фэнзинами. Последние выпускаются как самими фанатами, так и профессиональными издательствами для фанатов, выступая в качестве явления культуры андеграунда. Воплощая энергию рока и бунт контркультуры, упомянутые журналы используют новый художественный язык – психоделический стиль, панк-графику, карикатуру и подпольный комикс. Этот газетно-журнальный китч становится основой нового графического языка – швейцарского панка и стиля гранж. Смысл подобного языка не в том, чтобы передавать информацию, а в том, чтобы выразить жест, экспрессию, вопль, протест. В ситуации информационного общества возникает проблема коммуникации – насколько необходима ясность и удобочитаемость, если статья банальна или чрезмерно эмоциональна? От этого зависит стратегия вновь создаваемых журналов по музыке, культуре и моде – с использованием швейцарского международного стиля или швейцарского панка.
Ключевые слова
пресса андеграунда, фэнзины, психоделика, панк-графика, стиль гранж.