Г. Косенко
Репрезентация тембра альта в жанре концерта (на примере Концерта для альта с оркестром Д. Клебанова)
Статья посвящена рассмотрению особенностей жанра концерта в его спецификации для солирующего альта с оркестром. Автором обобщены имеющиеся данные о «начале и принципе концертности», диалоге как основе концертного «соревнования-соглашения» (Б. Асафьев), сольной составляющей концерта как музыкального жанра. Положения теории концертного жанра экстраполируются на его альтовую разновидность, в связи с чем предлагается и дефинируется оригинальное понятие «концертно-альтовый стиль», распространяемое на один из его современных образцов – Концерт для альта с оркестром Д. Клебанова, анализируемый в данной работе впервые. В процессе рассмотрения структурных и фактурных особенностей этого сочинения последовательно раскрываются различные репрезентации тембра альта в образно-содержательной сфере, охватывающие разные оттенки общего лирического состояния. Отмечено, что в анализируемом сочинении сочетаются две функции тембра инструмента – «колористически характерная» и «различительная» (термины самого Д. Клебанова). Логика развития этих двух начал тембрового амплуа альта реализуется в масштабной концертной форме, отличающейся своеобразной рассредоточенной каденционностью, наличием автономизированных диалогов альта и инструментов оркестра, общей сквозной линией развития, направленной к конечной цели – итоговой по драматургической функции коде-апофеозу.
Ключевые слова
концертность, концерт, альтово-концертный стиль, концерт для альта с оркестром Д. Клебанова, тембровые амплуа альта.