Л. Мирская, В. Пигулевский
Контркультурный эрос в рок-музыке
Возникновение контркультуры в 60-х годах XX века связано со стремлением молодежи освободиться от социальных и культурных клише, духа прагматизма в обществе ради раскрепощения личности. Сторонники контркультуры использовали жаргон, называли себя хипстерами, битниками, танцевали рок-н-ролл, носили неряшливые джинсы. Главным желанием всего поколения молодежи было игнорирование тех запретов, которые диктует мораль во взаимоотношении полов. Оно вылилось в протестные формы молодежных субкультур, в частности, в культ свободной любви, или дионисийскую чувственность, – страстное излияние жизни, творчества, неистовства. Под влиянием протестных настроений и размышлений идеологов контркультуры (Герберт Маркузе, Тимоти Лири) проводником дионисийской чувственности становится музыка и песня – орфизм, или принцип игры и наслаждения, противостоящий принципу цивилизации. Так в русле субкультуры протеста beat generation, которая несет отказ от западного практицизма, карьеризма и мещанства ради чувственности, возникает рок-музыка. Противопоставляя рассудочности общества иррациональное чувство, рок-музыка направляет поиск творческих импульсов в глубины бессознательного, в психоделический транс. Символом контркультурных протестных ассоциаций «рок-музыка – эрос – психоделический транс» становится day-glo – розово-фиолетовый, пурпурный цветок, сияние психоделического света.
Ключевые слова
рок-музыка, контркультура, эрос, психоделика, протест, хиппи, фантазия, чувственность, дионисийская чувственность, орфизм.