Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Д. Ахметбекова

Казахская массовая песня Е. Г. Брусиловского

В статье даётся обзор массовых песен одного из основоположников казахстанской современной профессиональной музыки Е. Брусиловского. Анализируется песенное наследие композитора в контексте событий его биографии, определяются особенности созданных им вокальных сочинений в аспекте проявления традиционного и новаторского в жанре массовой казахской песни. Последняя рассматривается как сложившийся в современной казахской культуре музыкальный жанр, генезис, история и типология которого представляют научный интерес. Автор разделяет песни Е. Брусиловского на лирические и героические, приводя примеры из сочинений разных лет. Ставится вопрос о стилевых и жанровых особенностях песен военного и послевоенного времени. По мнению автора к лучшим достижениям композитора относятся песни лирического характера, объединившие лирико-эпические и любовно-лирические песни. В качестве методологической основы классификации песен используются работы российских исследователей по советской массовой песне. Обращает внимание широта тематики песен Е. Брусиловского и композиторские приоритеты в выборе образных сфер вокальных сочинений. Доминирующими становятся те художественные образы, которые связаны с прославлением Родины, героическим трудом, освоением целины, победой в войне и т. д. Общий характер песен автор определяет как светлый и романтичный. Поскольку в выборе текстов композитор отдаёт предпочтение высокой поэзии, автор останавливается на некоторых методах работы Е. Брусиловского со словом. В числе поэтов, чьи стихи составили поэтическую основу массовых песен, называются имена А. Тажибаева, К. Аманжолова, Н. Шакенова, И. Есербелина, К. Бекхожина, А. Сарсенбаева и других. Автор полагает, что все массовые песни Е. Брусиловского демонстрируют органичную ассимиляцию элементов музыкального фольклора. В числе главных характеристик массовых песен композитора называются гомофонно-гармонический склад, куплетная форма, опора на диатонику и в основном вариантно-секвентный тип развития мелодики. В описании припевов выделяются повествовательность, декламационный тип мелодики, присутствие элементов речитативных песен терме, желдерме и толгау (размышление), а также гибкий ритмический рисунок.

Ключевые слова

Е. Брусиловский, массовая песня, казахская песня, терме, толгау, лирическая песня.