Е. Пономарёва
С. П. Сахарова и её школа концертмейстерского мастерства: по страницам неопубликованных работ
В статье обобщаются и систематизируются педагогические методы и приёмы талантливого российского педагога Светланы Павловны Сахаровой (1936-2011). Впервые в научный обиход вводятся ценные положения неопубликованных работ Сахаровой: «Камерно-вокальное творчество Глинки и Даргомыжского» (1985) и «Романсы А. Бородина: методическое пособие для концертмейстерских классов музыкальных училищ» (1993). В центре исследовательского интереса закономерно оказывается основополагающий труд С. П. Сахаровой «Методические рекомендации по вопросам работы над камерно-вокальным произведением в классе концертмейстерской подготовки (начальный этап обучения в музыкальном училище)» (1990). Автор полагает, что методы Сахаровой находятся в русле современной инновационной педагогики, стратегия которой не снабжать ученика готовыми решениями, а указывать пути их самостоятельного поиска. Ценность данных педагогических методов зиждется на равноправном партнёрстве певца и концертмейстера, нацеленного на конечный художественный результат. С точки зрения Сахаровой формирование навыков концертмейстерской работы с разными типами голосов неразрывно связано с целостным прочтением четырехстрочной партитуры романса, с глубоким проникновением пианиста в специфику вокального искусства, а также его умением соотносить авторский замысел и свои исполнительские намерения с индивидуальными возможностями певца. Систематизация педагогических методов С. П. Сахаровой имеет важное практическое значение в подготовке студентов-концертмейстеров.
Ключевые слова
С. П. Сахарова, вокальная педагогика, концертмейстер, камерно-вокальная музыка.