Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Ф. Шак, А. Полищук

Третье течение и вопросы стилевой типологии

В статье рассматриваются проблемы, связанные со стилевой демаркацией и дифференцированием эстетических признаков третьего течения. Представлен выявляющий суть языкового синтеза анализ ряда сочинений композитора Гюнтера Шуллера, основоположника «третьего течения» («Conversation», «Transformation», «Abstraction»). В статье приводятся отрицательные дефиниции того, чем, по Шуллеру, третье течение не является. Высказывается суждение, согласно которому третьим течением следует называть сочинения, традиционно причисляемые к академической музыке, подразумевающие слияние академических и джазовых элементов до максимальной степени взаимной гомогенности («Ebony Concerto» И. Стравинского, «Prelude, Fugue and Riffs» Л. Бернстайна, «City Of Glass» Р. Греттинджера, «All Set» М. Бэбитта). Затрагиваются вопросы, относящиеся к прогрессиву и выявлению в нём сущностных характеристик, относящихся к третьему течению (Г. Эванс, М. Шнайдер). Рассматривается яркий образец современных опытов с третьим течением – произведение «R.A.P.», созданное учеником Шуллера, джазовым пианистом, композитором, преподавателем New England Conservatory Уильямом Маккинли (1938–2015). В особом противоречии с теоретическими фабулами Шуллера находятся исполнители, конформистски интерпретирующие тематизм академической музыки в джазовом ключе (Ж. Лусье). Их сочинения нередко приравниваются к третьему течению, что является ошибочным, так как они не вписываются в эстетическую и стилевую специфику, первоначально декларированную Г. Шуллером.

Ключевые слова

третье течение, академическая музыка, языковый синтез, джазовая традиция, прогрессив, сочинения Г. Шуллера.