Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






С. Гринёв

Режиссёр или дирижёр: к вопросу о современной сценической жизни оперных шедевров

В данной статье автором предпринимается попытка исследовать репертуар современных оперных театров с точки зрения подходов к сценической реализации оперных шедевров и выявлению приоритета режиссёрского или дирижёрского начал. В связи с этим центральной идеей статьи становится актуальная на сегодняшний день проблема взаимодействия дирижёра и режиссера в современном оперном театре. Автор отмечает, что главные столкновения «дирижёр-режиссёр» возникают уже на уровне выбора произведения для постановки. Последующие трения возникают уже на этапе воплощения оперного спектакля, когда задача дирижёра – максимально сохранить музыкальную сторону спектакля в том варианте, какой она была ещё при жизни композитора. Роль современного режиссёра – увести слушателя в мир его собственных фантазий на тему заданной оперы, при этом часто весьма далёких от оригинала. В центре внимания автора оказывается детальный анализ репертуара ряда ведущих оперных театров, с позиций выявления в нём «дирижёрских» и «режиссёрских» опер. Задачами анализа стало выявление хронологической динамики соотношения классического и современного репертуара, выделение лидирующих по частоте постановок классических опер, баланс традиционного (дирижёрского) и инновационного (режиссёрского) подходов к воплощению оперной классики.

Ключевые слова

опера, современная режиссура, анализ репертуара, оппозиция «дирижёр – режиссёр».