Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Н. Мещерякова

Ф. И. Шаляпин. Забытые страницы творческой биографии: «…для сцены Кавказом рождён»

Автором впервые предпринята попытка вызволить из небытия неизвестные факты творческой биографии легендарного Шаляпина: они связаны с летними гастролями артиста, проходившими в 1899 году в Кисловодске, в отстроенном всего тремя годами раньше великолепном Курзале, сцена которого на протяжении курортного сезона становилась прямым продолжением императорских подмостков, притягивая к себе лучшие творческие силы и объединяя обширную зрительскую аудиторию, представлявшую не горстку столичных эстетов, а весьма многочисленную армию российских меломанов, съезжавшихся «на воды» из разных уголков страны. Именно ей – достаточно требовательной и чрезвычайно разномастной публике – артист демонстрировал самые яркие бриллианты своей театральной короны – в отдельных спектаклях и в том сборном номинальном бенефисе, который состоялся 19 августа 1899 года. В течение всего лишь одного «гастрольного вечера», – как был он заявлен в местной прессе, – артист пережил несколько перевоплощений, являясь в обличье оперных персонажей, ставших в его репертуаре коронными, включая Мельника из «Русалки», Бориса Годунова из одноименного шедевра, Мефистофеля из «Фауста» и Ивана Грозного из «Псковитянки». Выступив в четырёх ролях из четырёх опер, великий певец-актёр поразил зрителей быстротой художественных метаморфоз и, по сути, включил их в свой мощный эксперимент, обернувшийся для них экзаменом на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальную активность. Рецензентам скромного информационного издания – газеты «Сезонный листок Кавказских Минеральных Вод» – удалось заметить коренное преображение театральной публики: отныне оперное искусство не только будоражило её слух и притягивало взгляд, но и рождало вдумчивое отношение к себе. На основе единения своих многообразных талантов и удивительной координации вокальных и сценических навыков Шаляпин проложил дорогу своим последователям, вдохновив на поиск новых художественно-коммуникативных форм, без которых современный музыкальный театр не существует.

Ключевые слова

Шаляпин, певец-актёр, театр, публика, сцена, номинальный бенефис, сборный спектакль, Курзал.

Вход

Забыли пароль?

Регистрация